|
|||
|
|||
19 января 2022 года Алтайский краевой суд в апелляционной жалобе к ТСН от Инспекции АК о не основанных на законе некоторых пунктах в Уставе по жалобе Широбокова В.Ю., отменил решение суда первой инстанции и постановил удовлетворить требования предписания Инспекции.
Так, суд изящно применил требования Конституции о верховенстве имущественного права гражданина над некоторым членством в неких объединениях:
Товарищество как один из возможных способов управления и членство в нем являются производными (вторичными) по отношению к праву собственности домовладельцев. По смыслу части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе.
Хотелось бы выразить признательность государственным органам исполнительной власти, Инспекции Алтаского края, руководителю Олегу Ивановичу Веремеинко, заместитель начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности, Наталье Юрьевне Полухиной за защиту законо граждан.
Судья Барышников Е.Н. Дело 33а-223/2022 (33а-9703/2021) УИД 22RS0015-01-2021-004256-34 № 2а-2630/2021 (в 1 инстанции) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 января 2022 года г. Барнаул Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего Котликовой О.П., судей Титовой В.В., Зацепина Е.М., при секретаре Семеновой Е.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 года по административному делу по административному иску Товарищества собственников недвижимости «Фирсово-2» к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, заместителю начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан П. о признании незаконным предписания. Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ТСН «Фирсово-2» обратилось в суд с административным иском к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – Госинспекция Алтайского края) об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГ ***, вынесенного заместителем начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан Госинспекции Алтайского края П., в части исключения из подпункта 1 пункта 5.2 устава ТСН «Фирсово-2» слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества»; подпункта 3 пункта 6.5. В обоснование требований указано, что в отсутствие оснований в ТСН «Фирсово-2» проведена внеплановая документарная проверка неуполномоченным лицом на предмет легитимности устава, утвержденного общим собранием членов товарищества от ДД.ММ.ГГ, выдано предписание от ДД.ММ.ГГ ***. Указание в предписании на допущенные в уставе нарушения требований законодательства Российской Федерации при регламентации порядка исключения из членов ТСН и порядка формирования средств ТСН противоречат действующему законодательству и нарушают права юридического лица. Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан Госинспекции Алтайского края П., в качестве заинтересованного лица – Ш. Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным выданное ТСН «Фирсово-2» предписание Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, вынесенное заместителем начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан П., в части требования об исключении из подпункта 1 пункта 5.2 устава ТСН «Фирсово-2» слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества». В остальной части административного иска отказано. С Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в пользу ТСН «Фирсово-2» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей. В апелляционной жалобе Госинспекция Алтайского края просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что при изучении устава ТСН установлено, что подпункт 1 пункта 5.2 допускает установление размера обязательных платежей, вступительных и иных взносов, в том числе с собственников земельных участков (домов), не являющихся членами ТСН, что противоречит положениям подпункта 1 части 2 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, поскольку предметом спора является ненормативный правовой акт инспекции, в соответствии с которым ТСН предписано внеси изменения в устав, который является его учредительным документом и определяет вид деятельности некоммерческой организации, в том числе в части порядка определения средств товарищества (обязательные платежи, взносы) и такие средства являются сведениями об экономической деятельности товарищества и его правления, настоящий спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом Алтайского края. В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик П. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель административного истца П. просила оставить решение суда без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии с пунктом 1.1 Положения об инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 11 декабря 2018 года № 199 (далее – Положение об инспекции), инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. К полномочиям данного государственного органа отнесено, в том числе, рассмотрение обращений юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции (пункт 2.1.10), осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2.1.6). Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, ДД.ММ.ГГ в Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края посредством сервисов Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства обратился Ш. с заявлением о проверке устава ТСН «Фирсово-2» на предмет его соответствия требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявителем указано на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации при регламентации порядка исключения из членов ТСН и порядка формирования средств ТСН. С учетом поступившего обращения гражданина приказом заместителя руководителя Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в отношении ТСН «Фирсово-2» назначена внеплановая документарная проверка с установлением срока ее проведения - 18 рабочих дней. Согласно списку отправки почтовой корреспонденции от ДД.ММ.ГГ *** (партия 3183), приказ о проведении проверки с запросом проверяющего должностного лица направлены в адрес юридического лица. Факт получения указанных документов в судебном заседании суда первой инстанции представитель ТСН «Фирсово-2» П. не оспаривала. По итогам проведенной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ ***, в котором отражены выявленные должностным лицом в рамках локального нормотворчества нарушения федерального законодательства, в связи с чем инспекция просила внести изменения в устав ТСН, исключив из подпункта 1 пункта 5.2 слова «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества»; исключив подпункт 3 пункта 6.5, как не основанный на действующем законодательстве. По установленным должностным лицом фактам нарушений в отношении ТСН «Фирсово-2» составлено предписание от ДД.ММ.ГГ ***, с указанием подлежащих исполнению в срок до ДД.ММ.ГГ мероприятий: исключить из подпункта 1 пункта 5.2 устава слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества»; исключить из устава подпункта 3 пункта 6.5, как не основанного на действующем законодательстве. Акт и предписание составлены в порядке, предусмотренном статьями 16-17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Удовлетворяя административные исковые требования истца частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подпункт 1 пункта 5.2 устава ТСН «Фирсово-2» в новой редакции сам по себе не противоречит статье 151 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку правовое регулирование деятельности ТСН допускает возможность установления по решению общего собрания ТСН платы собственников земельных участков, не являющихся его членами, за пользование общим имуществом и его услуги, следовательно, предписание должностного лица в этой части не может быть признано законным. В то же время, по мнению суда первой инстанции, необходимость исключения подпункта 3 пункта 6.5 устава ТСН «Фирсово-2» отсутствует в силу его соответствия части 3 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поводов не согласиться с выводами суда о законности предписания в части подпункта 3 пункта 6.5 устава ТСН «Фирсово-2» судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права. Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Согласно пункту 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов. В статье 144 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органами управления товарищества собственников жилья являются собрание членов товарищества и правление товарищества. Порядок принятия устава товарищества собственников жилья, внесение изменений в устав установлен статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями части 3 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме, в связи с чем, исключение из членов товарищества по решению общего собрания членов товарищества является неправомерным, лица, являющиеся собственниками земельного участка (жилого дома) имеют право на членство в товариществе до выхода из него, прекращения права собственности на жилой дом или исключения из членов товарищества в установленном порядке. Товарищество как один из возможных способов управления и членство в нем являются производными (вторичными) по отношению к праву собственности домовладельцев. По смыслу части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе. В связи с изложенным жилищным законодательством не предусмотрена возможность исключения члена товарищества, в том числе, по причине внесения изменения в устав ТСН, либо приведение его положений в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, правовое положение членов товарищества, в данном случае, изменению не подлежит. Напротив, заслуживает внимания подпункт 1 пункта 5.2 устава ТСН «Фирсово-2» в новой редакции, согласно которому средства товарищества состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами товарищества, что не соответствует требованиям статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями части 2 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации средства товарищества собственников жилья состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества; доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий; прочих поступлений. Частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе, уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в подпункте 1 пункта 5.2 устава содержится перечисление платежей и взносов без разграничения по категориям членов (не членов) ТСН, что свидетельствует о том, что все перечисленные виды платежей и взносов должны распространяться на собственников жилых домов, не являющихся членами ТСН. Однако в статье 151 Жилищного кодекса Российской Федерации нет указания о платежах собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами товарищества, последние в силу части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным с товариществом. Для реализации данного положения устав ТСН имеет отдельный пункт 5.8, который гласит, что собственники недвижимости, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за содержание и управление общим имуществом, имуществом и территорией общего пользования, за коммунальные услуги, предоставляемые через товарищество, в соответствии с тарифами, установленными товариществом, если иное не установлено в договоре, заключенном между собственником и товариществом. Кроме того, решением общего собрания членов ТСН № 1 от ДД.ММ.ГГ внесены изменения в устав, а также утвержден размер ежемесячного взноса (тарифа) для всех собственников на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, имущества на территории общего пользования. Учитывая, что данные платежи (пункт 7 повестки протокола *** от ДД.ММ.ГГ) не могут отождествляться как обязательные платежи либо иные взносы, а имеют целенаправленное положение по обеспечению надлежащего содержания объектов общего пользования, утверждены указанным протоколом отдельным пунктом голосования, определены в уставе самостоятельным пунктом, следовательно, требование инспекции об исключении из раздела устава «Средства товарищества» слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества» основано на законе, положениях статьей 151, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что формулировка пункта 5.2 устава ТСН противоречит нормам статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду чего предписание в оспариваемой части нельзя было признавать незаконным, являются обоснованными. При этом ссылка в апелляционной жалобе о подведомственности данного спора Арбитражному суду Алтайского края подлежит отклонению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Так, частями 1 - 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 6 названной статьи независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве);) по спорам, указанным в статье 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 поименованного кодекса; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, критериями отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов являются экономический характер требования и субъектный состав участников спора. Поскольку оспариваемое предписание было выдано инспекцией по результатам проверки законности и обоснованности внесенных изменений в устав некоммерческой организации, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а рассматриваемый спор прямой экономической направленности не имеет, то и оснований для передачи дела на рассмотрение Арбитражного суда Алтайского края у суда первой инстанции не имелось. Ссылка в жалобе на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГ ***, подлежит отклонению. Как следует из текста указанного судебного акта, предметом спора являлись сведения, не соответствующие действительности, порочащие деловую репутацию истца. Для данной категории дел, в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», пунктом 5 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку рассматриваемый спор не является аналогичным, а подведомственность определена по конкретному делу с учетом всех имеющихся обстоятельств, у суда первой инстанции не имелось оснований для учета данной позиции в рамках рассматриваемого дела. Таким образом, поскольку решение суда в части признания незаконным выданного ТСН «Фирсово-2» предписания Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** относительно подпункта 1 пункта 5.2 устава ТСН «Фирсово-2» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца. Поскольку в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме, оснований для взыскания судебных расходов в силу положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется. Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 октября 2021 года отменить в части признания незаконным выданного Товариществу собственников недвижимости «Фирсово-2» предписания Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от 11 июня 2021 года *** относительно исключения из подпункта 1 пункта 5.2 Устава Товарищества собственников недвижимости «Фирсово-2» слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества» и в части взыскания судебных расходов. Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований Товарищества собственников недвижимости «Фирсово-2». В остальной части решение суда оставить без изменения. Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Скачать pdf [97.9 Kb]
|